А что насчет кошек во время Варшавского восстания? Бывший. Одно из них увековечил фотограф и олимпиец Евгений Локайский - на фото с начала сентября 1944 года он и кот. Как выяснила спустя годы сестра Локайского, Зофия Локайская-Доманская, псевдоним «Зоча», котенок на фотографии был совершенно случайным животным, многие из которых бегали по восставшей Варшаве.
Евгениуш умер в конце сентября 1944 года, за несколько дней до капитуляции. Ему было меньше 26 лет. А кот на фото, кот пережил восстание?
Животные во время Варшавского восстания
Как пишет Малгожата Пекарска в своем блоге Piekarska.blog.pl: «В течение долгого времени, с незапамятных времен, вероятно, с детства, я задавалась вопросом, кто и когда ел котенка, которого Евгений Локайский держит на знаменитой фотографии. Потому что я не верю, что кошка пережила восстание.
Сегодня я пошел в музей Варшавского восстания, чтобы встретить боевиков с президентом. Я разговаривал с бойцами о разных вещах. В том числе о голоде. Отец ненавидел крупу, потому что во время восстания он ассоциировал ее с голодом. Он также никогда не ел конину, потому что именно ее ел в 1939 году, во время осады Варшавы.
Об этом я рассказал своему собеседнику, одному из солдат Килинского батальона. В ответ он рассказал мне, как во время восстания командир приказал ему и его другу убить чей-то бульдога, а тем временем спросил его хозяина. Бульдог был убит довольно быстро. Полученное таким образом мясо раздавалось, в частности, монахиням, которые заботились о горстке голодных детей. На следующий день подруга моей собеседницы пошла к этим монахиням и вернулась в слезах. Когда товарищи спросили его, он сквозь слезы задохнулся, что там, у монахинь, все целовали его в руки, благодарили за «чудесную телятину», а он был глуп, потому что это была чья-то собака ».
Мы были так голодны, что ели мясо лошади, которую гнали черви, ели истощенных кошек и собак, - вспоминает Барбара Шимакова, 13-летняя девочка во время Восстания, которая жила с бабушкой и дедушкой на ул. Burakowska.
Неизвестно, пережила ли именно эта кошка на фото Восстание. Но многие другие кошки пережили их. Они были нужны, они истребили и прогнали крыс. Их тоже любили.
Что мы ели? Кушать было нечего, и я не знаю, что бы произошло, если бы шкафы на лестнице (в) кухонной части не открылись во время взрыва. Как выяснилось? Была мука, крупа, фасоль, были даже пудинги. Боже, это было фантастически для нас! У нас было достаточно еды до конца Восстания. Больше всего меня беспокоило забота о любимой кошке, потому что люди смотрели на кошек жадными глазами. Собак больше не было, и за кошками нужно было ухаживать. С какой целью известно. Я ухаживала за ним, - говорит Кристина Буржиньска-Троц из Архива устной истории www.1944.pl.
Не все кошки ели голодных. Некоторые принесли спасение - немцы обстреляли все, что двигалось, включая животных, а грохот выстрелов выдал их позиции, предупредил повстанцев и простых жителей Варшавы. В рассказах повстанцев тема спасенных от угнетения кошек повторяется много раз - распутанных из проводов, проволочных запутываний, руин, которые животные косвенно спасали своих спасителей - благодаря тем немногим моментам, которые были посвящены вытаскиванию кошки из засады, люди избежали пуль.
Некоторым мурлыканьям удалось выжить.
Кот пережил восстание. Интересная штука. Когда «корова» разбила нашу лестницу, кошка была наверху. Двоюродный брат поднялся на второй этаж и крикнул: «Котенок-котенок, котенок-котенок!» Она видела его там, но он не хотел, не знал, как спуститься. Конечно, я впал в отчаяние. Как так ?! Моя кошка умрет ?! Представьте, что ночью за мной ходит какой-то клубок пыли, пыли и мурлыканья. Оказывается, он спустился и нашел меня в подвале, а это был один из последних подвалов. Это было большое счастье. Все были счастливы: мама, я и сестра, - продолжает Кристина Буржиньская-Троц.
Отношения между людьми и кошками во время Варшавского восстания не были однозначными.
Можно долго спорить о том, нужно ли Восстание или нет, а также о кошках и собаках как о еде для голодающих. Это легко из удобного кресла.
Минута молчания. Для тех людей и тех животных. Без рейтинга.
фото Эугениуша Локайского, 1944 г., Архив Музея Варшавского восстания.