Он звонит, когда хочет. Иногда он рычит, когда мы пытаемся сбросить его с дивана или застегнуть воротник. В собаке это доминирование! - Я часто слышу такие жалобы из уст опекунов моих четвероногих пациентов. Когда я спрашиваю, как они до сих пор справлялись с его поведением, я обычно получаю описание действий, рекомендованных популярными руководителями по выращиванию собак. «Мы не позволяем активировать господство собаки, не позволяя ей пройти через дверь перед нами, мы кормим ее только после еды, мы не позволяем ей побеждать в играх, мы игнорируем ее, когда она требует нашего внимания».
Доминирование в собаке
Когда я прошу вас продемонстрировать основные навыки воспитанной собаки, такие как «сидеть», «стоять» или «лежать», пока они спокойны и полны теплых чувств к своему питомцу, смотрители в мгновение ока превращаются в чрезмерно усердных капралов. Обычно они стоят по стойке смирно и дают собаке команды неестественно повышенным голосом. Последний, явно сбитый с толку, по-собачьи пытается облегчить сложную и малопонятную ситуацию. Чаще всего он выполняет замещающие действия или отправляет другие так называемые успокаивающие сигналы, которые раздражают опекунов. Признаки агрессии собаки встречают резким выговором или физическим «доминированием» - хватанием за шею или падением на спину. Более покорные четвероногие обычно учатся избегать своих опекунов в сложных ситуациях, в то время как у остальных возрастает проблема агрессии.
Доминирование у собаки - результат любого недопонимания. Откуда такая двусмысленность и связанные с этим трудности? Почему попытки усмирить собаку контрпродуктивны? Я считаю, что в основе такого положения вещей лежит неверное понимание и, к сожалению, глубоко укоренившаяся в нашем менталитете теория доминирования (доминирования у собак), которая возникла несколько десятилетий назад на основе наблюдения за сообществом волков - также ложных.
Я хозяин, а ты собака ...
Наше понимание взаимоотношений с собакой, а также методы воспитания и дрессировки основаны на принципе «Я хозяин, а ты собака, я приказываю, ты делаешь». Конечно, собака должна быть послушной и покорной людям. Однако мы стараемся достичь этого, используя неотъемлемое преимущество вожака стада. Мы понимаем, что лидер всегда сильнее, имеет большие права и привилегии и всегда подчиняет себе более слабых людей.
Собака - потомок волков, живущих в иерархически организованных группах, и поэтому ее поведение среди людей должно основываться на правилах, аналогичных тем, которые управляют обществом волков. Между тем, как показали недавние исследования, сообщество волков не организовано столь жестко и безжалостно, как считалось ранее. Более того, в процессе приручения, длившегося несколько тысяч лет, собака в значительной степени перестала быть волком. Он примерно такой же, как и мы обезьяны.

Даже у волков иерархия имеет пределы
Иерархическая структура волчьей стаи определяется тремя основными целями - добыча пищи, избежание угроз и возможности воспроизводства. Чтобы охотиться на добычу, необходимо, чтобы все члены стаи работали в тесном взаимодействии и контролировались парой Альфа. Точно так же конкуренция между самцами за репродуктивные шансы гарантирует передачу лучших генов и, следовательно, выживание стада. Однако оказывается, что волки, живущие в высоко иерархических группах, избегают физической конфронтации в конфликтной ситуации и используют богатый язык сигналов и жестов для разрешения споров. К сожалению, наблюдения были сделаны несколько десятилетий назад. Первоначально данные о содержащихся в неволе волках, которые повлияли на их поведение, привели к выводам о конфронтационном и физически обоснованном характере взаимоотношений волков.
Если вы внимательно посмотрите на образ жизни волка, который был совершен за последние 20 лет, вы увидите множество элементов, которые противоречат традиционному взгляду на иерархическое поведение. Если, например, люди более высокого ранга всегда питаются первыми, как бы выжили щенки и молодые люди, стоящие на самом конце иерархической лестницы? Если бы они не выжили, с кем бы более сильные охотились и кто заменил бы их в будущем? Многие так называемые правила доминирования нарушаются именно потому, что волки избегают конфликтов, а уверенные в себе особи ведут себя довольно мягко.
Сообщество, основанное на командной работе как в совместной охоте, так и в уходе за молодыми, было бы эволюционно нестабильным, если бы обрекало молодежь на голодный ожидание, пока «лидеры» поесть. По наблюдениям за африканскими дикими собаками, первыми едят не только самые молодые щенки, но и однолетние животные и животные-подростки. Такая организация стремится обеспечить выживание группы. Следовательно - каждому из ее членов. Точно так же совместное уничтожение добычи - это сотрудничество, а не безжалостное соревнование, как считалось до сих пор.
Новые условия, новые гены
Собака - уникальное животное во многих отношениях. Единственный, для которого естественная среда - человеческое общество. Поэтому его можно найти везде, где бы ни находились люди: от Арктики до экватора. Кроме того, это единственный человек, которого мы можем наказать, и он все равно вернется к нам. Просто попробуйте применить традиционные методы дрессировки собак к любому другому домашнему животному, например кошке, и обнаружите, что оно откажется сотрудничать или перейдет к своим соседям.
По словам профессора Раймонда Коппингера, автора разоблачающей монографии о собаках, предполагается, что собака - это волк, оставшийся в юношеской фазе, который на всю жизнь сохранил желание играть и избавился от неофобии, присущей всем взрослым диким животным, - страха перед новыми ситуациями.
Вот почему он так легко адаптируется ко всем условиям и изменениям человека - путешествиям, движению транспорта, контактам со многими людьми, собаками и другими животными. Он прекрасно понимает наше поведение и эмоции, хоть и собачий. Ему не нужно охотиться за едой или бороться за репродуктивные возможности. Таким образом, правила иерархической структуры волчьей стаи перестали играть важную роль в его жизни. Поведенческие изменения также были зафиксированы в генах, поэтому это доминирование у собаки не было заложено в нем.

Воспитание или поддразнивание?
Разработанные на основе традиционного понимания иерархии стада методы снижения положения собаки в стаде были направлены на получение психологического преимущества и контроль над ее поведением. Чтобы хорошо вырастить своего компаньона, было достаточно вести себя как доминирующая собака или альфа-особь, следуя нескольким простым правилам: всегда есть перед собакой, входить в дверь первым, не позволять собаке выигрывать в силовых играх или занимать более высокое положение, например, сидя на диване или наверху лестницы не позволяйте ему тянуть поводок, игнорируйте его, когда он требует вашего внимания. Однако эти правила, как выясняется, не имеют ничего общего с правильным пониманием поведения, характера и потребностей собаки.
Еда перед собакой может расстраивать и способствовать проблемам агрессии у пород, для которых пища имеет особую ценность, например у лабрадоров. Однако для таких собак, как ши-тцу или йорки, это не имеет особого значения. Собаки лежат на диванах, потому что им там комфортно и они нас чувствуют. И не потому, что они пытаются доминировать над нами. Мы можем соглашаться или не соглашаться с этим, но это не повлияет на наш авторитет в собаке. В свою очередь, не позволяя ему побеждать в играх, мы не можем связываться с нами. В конце концов, сколько раз мы будем играть в теннис с тем, кто всегда побеждает?
Вы получаете больше мотивации
Современные методы дрессировки собак основаны на неконфронтационных отношениях с питомцем, использовании его природных способностей и положительной мотивации. Образно говоря, вы можете заставить собаку сесть в определенном углу комнаты, ударив ее палкой, когда она находится где-то в другом месте, или вознаградить ее всякий раз, когда она идет туда, где должна быть. Точно так же пешеходной ходьбе можно научить «исправлять» (читай: наказывать) рывком шипа или цепочки-молнии за каждую попытку отойти от проводника - или вознаграждать, когда собака приближается к нашей ноге.
Собаки, обученные с использованием позитивных методов, не боятся экспериментировать с новым поведением, предъявляя многие из них в надежде получить вознаграждение и пытаясь угадать, что мы имеем в виду. Наша задача - поймать и вознаградить поведение, которое нам небезразлично. Кроме того, устранение этих нежелательных может заключаться в обучении вместо них одинаково удовлетворительному поведению, которое нам подходит. Работая с собакой таким образом, мы не только укрепляем ее доверие к нам, но и, прежде всего, можем контролировать поведение нашего питомца - и в этом вся суть послушания.