Малутки, весом всего 900 г, пациент поступает в клинику за час до начала операции. Он нежно обнимает его и успокаивает своего хозяина Томаша Левчука. - Тофик был подарком моей жене Алисии, - говорит Томаш. - Она любит собак и мечтала о йоркширском терьере. К сожалению, через несколько дней выяснилось, что с ним что-то не так. Его голова странно запрокидывалась, а изо рта текла слюна. Это меня обеспокоило, поэтому я пошла с ним в клинику.
9 месяцев проблем Изначально Тофик лечил миндалины, но симптомы не прошли. Вдобавок у пса начали увеличиваться судороги и параличи. - Я живу в Здуньской Воле, но, видя, что Тофику становится все хуже и хуже, приехала в клинику в Ласк. Когда врач предложил операцию, я без колебаний принял решение, - вспоминает Томаш Левчук.
Несмотря на присутствие хозяев, Тофик расстроен. Вероятно, она чувствует напряжение вокруг себя. Пшемыслав Рыбинский, ветеринар, провел новаторскую операцию в нашей стране. - Впервые я встретил собаку за несколько дней до этого и признал в нем врожденный дефект. Я быстро принимаю решения, а пес уже достаточно большой, чтобы проводить такую процедуру.
Одним из недостатков йорков является так называемый рыхлый родничок, т. е. отсутствие фрагмента кости черепа. В результате часть мозга находится почти под кожей и не имеет защиты костей, что делает ее уязвимой для травм. Щенки с этим дефектом редко достигают совершеннолетия. Чаще всего они рождаются мертвыми или отвергаются матерью, умирают в первые дни жизни.
Четыре дня подготовки - процедура будет включать имплантацию специального биоматериала, используемого в нейрохирургии, вместо отсутствующего костного фрагмента. Собачка также страдает от деформации большого отверстия, через которое спинной мозг выходит из черепного канала в позвоночный канал. Мы будем использовать ленту из биоматериала, чтобы сделать пластику этого отверстия. Это связано с риском, потому что самые важные центры жизни расположены в этой области: дыхательная и сердечная функции, - объясняет Пшемыслав Рыбинский непосредственно перед процедурой на голове, не намного превышающей размер мяча для пинг-понга.
Из-за отсутствия костей в своде черепа незащищенный мозг часто раздражался. Невыполнение операции означало бы наказание для собаки. При таком заболевании даже незначительная травма представляет угрозу для жизни - простое удары веткой по голове при ходьбе может привести к летальному исходу.
- Ни в ходе базовых ветеринарных исследований, ни во время двух аспирантских исследований я нигде не нашел данных о такой операции. Также я не нашла информации о том, что краниопластика проводится в Польше по травматическим причинам. Насколько мне известно, аналогичные операции проводятся на Западе. Последние четыре дня я изучаю научные основы такого лечения и разрабатываю логистику. Мы хорошо подготовлены, у нас продумано и отточено каждое движение, - уверяет Пшемыслав Рыбинский.
Два часа напряжения Стоимость операции составляет около 1500 злотых. За биоматериал нужно заплатить 850 злотых, а сама процедура оценивается в 600 злотых. Но на этот раз дешевле. - Когда производитель биоматериала узнал, что его собираются использовать в работе собаки, он дал его нам бесплатно, - рассказывает врач. - А еще мы берем только половину гонорара.
Помимо Пшемыслава Рыбинского, в операционную бригаду входят еще два человека: анестезиолог и ветеринарный помощник. Хозяева последний раз ласкают Тофика перед операцией и уходят. Они очень обеспокоены здоровьем пса и дважды звонят, чтобы узнать, как проходит процедура. Через два часа собаку с швами на голове выводят из операционной и медленно просыпают от наркоза. - Все прошло по плану. Выяснилось, что потеря костной массы была намного больше, чем я ожидал, - говорит врач. - Сейчас собаке еще требуется реабилитация и медикаментозное лечение. Через несколько дней с Тофика сняли швы. Ни разу до операции у него не было никаких симптомов, которые его мучили.