Я не хочу объявлять октябрь месяцем добра для животных или отмечать Всемирный день животных. Будет ли в этот день спасен хотя бы один вымирающий вид, прекратится ли транспортировка лошадей на убой и не будут ли проводиться эксперименты на животных? Будем ли мы все вместе и каждый будет хорош? Будем ли мы использовать очевидные, неважные действия, чтобы успокоить нечистую совесть? Что изменится в месяц благости? Забудут ли собаки в октябре о коротких цепях, дырках в будках и пустых мисках? Будет ли больше приютов, меньше нежелательных пометов? Убийство животного будет считаться актом большого социального вреда?
Было бы полезно определить, что значит быть добрым по отношению к животным. У нас хорошо получается из жалости покупать истощенного щенка из коробки перед дисплеем? Да, точно для этого щенка. Но заплатить хотя бы наименьшую сумму за щенка, взятого из плохих условий, означает, что эти плохие условия не изменятся - и почему, если есть клиент.
Все общества по уходу за животными осудили бы призывы к отбору в приютах для безболезненного убийства одичавших, агрессивных, неизлечимо больных и искалеченных собак. Потому что, может быть, через час найдется кто-то, кто будет годами приручать полудикие животное, дрессировщик исправит ненормальное поведение, а врачи вылечат все болезни. Правда, такой шанс есть всегда, поэтому правильно не убивать животных из-за тесноты убежищ. Но ради этого гипотетического шанса завтра собаки кусают друг друга в тесных клетках сегодня - и постигшая их смерть несравненно жестче, чем укол. Так как же быть хорошим, если нет денег на строительство новых приютов?
Хорошо ли мы относимся к животному, которое во имя модного внешнего вида принимает все более и более искаженные формы в последующих поколениях, пока оно не становится неспособным даже к воспроизводству без помощи человека? Подходит ли это собакам, к которым относятся в первую очередь как к племенному материалу, несмотря на то, что они получают как первоклассный корм, так и заботу выдающихся специалистов по уходу за чистокровными волосами на лице?
И действительно ли мы хороши для наших любимых питомцев, замученных до смерти, растворенных, как дедовский хлыст, от которых мы ничего не требуем? Действительно ли они счастливы, не имея возможности иметь дело с чем-либо, без чувства безопасности, без эмоциональных связей, которые рождаются только в сотрудничестве?
Если кто-то хочет сделать меня счастливым, я лучше решу, как это сделать. Мне не нужен билет на Каспровы Верх или Ла Скала - панический страх перед космосом и абсолютное отсутствие музыкального слуха сделали бы использование таких подарков рутинным делом. У собаки нет шанса выбрать вид человеческой доброты. Нам нужно знать, как лучше всего относиться к нему хорошо. Для нашего питомца и тысяч других, безнадежно ждущих помощи.
Вместо месяца добрых дел хватит часа вместо Всемирного дня животных. Один час в месяц во всех школах Польши, во всех классах, посвященный изучению потребностей животных и демонстрации того, что для них хорошо. Час, посвященный поездке в ближайший приют или клинику, может окупиться в будущем, например, общеизвестным знанием того, что беременность и щенки не нужны самке, чтобы быть счастливой или здоровой. Час, потраченный на изучение поведения животных, их боли, страха и радости, поможет понять, что животное не является ни вещью, ни человеком. Урок в собачьем питомнике познакомит вас с тем, как животные учатся, чего от них ожидать и что выходит за рамки их возможностей.
Хотя среди нас несколько миллионов собак, Сарик, Сивил или Бурек - все еще неизвестные существа, вызывающие крайне противоречивые эмоции, вызванные незнанием. Пока собака выглядит как кровожадное чудовище с оскалившимися зубами с одной стороны, и как нечто среднее между ангельской защитой и сверхчеловеческой преданностью других, мы не сможем мириться с добротой к животным.
В Польше нам нужно законодательство, защищающее животных от безответственности людей и людей от безответственных владельцев животных. Но без общественной осведомленности о том, кто такие животные, а кто нет, нет никаких шансов на существенное улучшение правил, не говоря уже о применении их на практике. Круг замкнут - одни из нас будут отчаянно пытаться истощить море собачьей бедности ложкой, другие заменят спасенное животное тысячами людей, обреченных на страдания.