Прогулка по завалам

Черный лабрадор, привязанный к дереву рядом с обломками, нетерпеливо корчится. Он садится на выступающую бетонную плиту, но его задняя нога скользит по ней, так что лабек продолжает улучшаться. Я смотрю в его сторону и думаю, что найду более удобное место для моей собаки. Однако мой взгляд ловит владелец черного Макса Марек Бертрандт:

- Пусть потренируется, это тренировка. Собаки, обученные как спасатели, должны научиться ориентироваться в завалах, иначе они не смогут добраться до жертвы. Поэтому во время прогулки мы ходим по завалам и даже устраиваем на них пикники.

Это совсем непросто, потому что… в городах нет завалов. Говорят, что в Познани их особенно сложно найти. Как только они где-то появляются, их обычно сразу убирают. Поэтому на тренировки часто приходится выезжать за город, например, в Корник. - Эх, Лодзь для нас идеальный город, - мечтает хозяин Макса, - мы там недавно были, сколько там щебня!

ЗАПЛАНИРОВАННОЕ ДЕЛО Марек Бертрандт случайно попал в Познаньскую группу специалистов добровольной пожарной охраны. Когда он купил собаку, он жил в Германии и должен был пройти обязательное тестирование. Специалист по поведению животных указал на то, что у собаки есть предрасположенность быть спасателем. Так и началось.

По-другому дело обстоит с приграничной девушкой Наной, которая сейчас спокойно ждет в припаркованной рядом машине. Ее владелица Рената Ечорек выбрала эту породу именно из-за ее работоспособности. Рядом лает другая собака. Бисквитный лабрадор Биелас - самый молодой участник группы. Ему 10 месяцев, на дрессировку принимаются собаки старше 9 лет. Биелас очень подвижный. Вам просто нужно превратить это качество в энтузиазм к работе.

КАК СОБАКИ БОРЬБЫ С ОГНЕМ? Ждем тренеров: Магдалена Новицка и Павел Зелиньски, о которых наши читатели уже читали, потому что он тренировал лабрадора Нельсона для слепой Магды (№ 6/2005). Несмотря на то, что он тренировал собак в течение многих лет, он случайно попал в пожарную команду. - Как эти собаки тушат пожары? - Мне было интересно, когда я впервые увидел четвероногих спасателей, - смеется он сегодня.

Кого я ищу? Занятия спортом в завалах - тяжелая физическая работа не только для собаки. Гиды уже рассыпали завалы в поисках материалов для строительства импровизированных тайников. Через мгновение собаки будут искать скрытого помощника.

- Это не весь поиск, а небольшая часть этой работы, - объясняет сегодняшние упражнения Павел Зелиньски. - Мы просто хотим, чтобы собака поработала носом и получила за это награду.

- Собака сначала должна постараться подобраться как можно ближе к жертве, - добавляет Магдалена Новицка. - И это то, что мы сегодня практикуем.

Во время этих фрагментарных упражнений дрессировщики знают, где прячется и кого ищет собака. Но то и дело так называемые станция управления. Тогда дрессировщик не знает, сколько человек спрятано, и вы можете следить за прогрессом дрессировки - и его, и собаки.

- Как собака узнает, кого искать? - Я спрашиваю.

- Проще говоря: он ищет того, кого не видит, но чувствует, - объясняет Павел Зелиньски и достает из кармана… тальк. Распыляя его, он проверяет направление ветра, чтобы проводники знали, с какой стороны вести собак к завалам.

- Разговор должен быть хороший, пыльный, фирменный, - смеется он. - Потому что есть и такие, которые падают на землю тяжелее килограмма риса, и они нам ни к чему. Тем временем Рената Ечорек одевает Нана в подтяжки. - Шлейка для собаки - это то же самое, что шляпа для повара: знак того, что он приступает к работе, - говорит Павел.

ОБУВЬ НЕ ВИДЕТ ЗА УХОМ Генетическая предрасположенность собаки определяет, для какой работы она подходит. Иногда приходится решать сменить специализацию во время обучения. Если собака прилипает ко всем людям, она подходит в качестве спасателя, но не работает, например, в качестве проводника для слепого - он будет слишком отвлекаться на прохожих, а слепой подвергнется опасности.

Иногда необходимо лишь изменить методы или условия работы. Например, когда собаке очень трудно ходить по щебням, искать ее можно только на улице. И наоборот, если он застенчив, у него могут быть проблемы с сигналом лая о том, что его нашли. Поэтому не все собаки учатся делать это одинаково. Застенчивые уведомляют гида о том, что кого-то находят, засовывая в зубы специальный валик.

ХОЛОДИЛЬНИКОВ МОГУТ БЫТЬ ТРИ Владельцы, особенно ретриверы, часто обучаемые спасателям и склонные есть все, что находят, иногда спрашивают: «Что, если собака наткнется на полный холодильник в развалинах?» Чтобы избежать подобных соблазнов, на продвинутых этапах дрессировки вводятся отвлекающие факторы - шум, запах, другие собаки ... Работа с проводником должна быть для спасателя более важной, чем что-либо еще - только тогда собака готова к реальным действиям.

И действительно - возле завалов снова и снова появляются прохожие с собаками. У одного из них даже есть мяч, поэтому Нана пристально смотрит на него. Однако она сразу же возвращается к своей игрушке, которая является наградой за хорошо выполненное упражнение.

Дворняга равнодушно бегает с ней перед носом, размахивая хвостом, поощряя ее играть вместе. «Нечего делать, приятель», - говорит каждое ее движение. - Если собака научится игнорировать отвлекающие факторы, нет опасности, что она будет заниматься чем-либо, кроме поиска раненых во время спасательной операции, - уверяет Павел Зелиньски. - Тогда на завалах может быть как минимум три полных холодильника ...

РАЗЫСКИВАЕТСЯ В ПЕЛЛЕНЕ

Тесты для проверки пригодности собаки к роли спасателя проводят в возрасте десяти месяцев. Они довольно зрелищные. Проводник и собака находятся в 30 метрах от двух укрытий. По сигналу тренеров, стоящих за гидом, из укрытия покидает человек в накидке и капюшоне. Вы должны расположиться так, чтобы собака не чувствовала себя человеком. На полпути между укрытиями странный персонаж делает внезапное угрожающее движение к собаке и входит во второе укрытие. Он остается там какое-то время и поет, чтобы успокоить собаку, затем оставляет ее без капюшона, достает игрушку и начинает с ней играть. Если собака приближается к этому человеку, даже если она ее испугалась, у нее есть задатки спасателя.

СПАСАТЕЛИ В КАТОВИЦЕ

После обвала 28 января этого года. в выставочном зале в Катовице первые спасатели с собаками вылетели на вертолете из Нового Сонча через два с половиной часа после крушения. - Уже в 8 часов вечера мы обыскали отдельные места в обрушившемся зале. В полночь и в 7 утра мы проверили всю местность. К сожалению, наши пять собак не смогли указать места, где можно было найти живых жертв катастрофы, - сожалеет Гжегож Смайдор, кандидат в штат Малопольского поисково-спасательного отряда Государственной пожарной службы в Новом Сонче.

Поиски четвероногих из поисково-спасательной группы OSP Kęty, доставившей в Катовице трех собак-спасателей, были лучше. - Наши собаки указали места, где находились шестеро раненых, - говорит Мацей Куморек, спасатель, проводник немецкой овчарки по кличке Бора. К поискам раненых также привлекались спасатели OSP Новы-Сонч и Лодзинская поисково-спасательная группа.

Через два дня после катастрофы в акции участвовали собаки, обученные искать тела, лабрадор Бона из Малопольской поисково-спасательной группы в Новом Сонче и две полицейские собаки из Кракова. Благодаря их работе и использованию смотрового стекла были обнаружены еще трое пострадавших. В день бедствия помощь Стората (Ассоциации отрядов гражданского спасения с собаками) не использовалась. Хотя три собаки и шесть человек из Стората прибыли в Катовице около 23:30 после консультации с полицией, им не разрешили войти на место крушения. Не использовалась также помощь, предложенная Познаньской специальной спасательной группой TSO. Его тренер Павел Зелиньски понимает это и объясняет, что добровольцев было много, а эффективно работать в толпе невозможно. (Магдалена Чишевская)