Несколько лет назад под лозунгом «Собаки чувствуют и думают, как двухлетние дети» прошла акция «Разорвем цепи». Он понял, что у животных есть эмоции, способность учиться и общаться часто не отличается от наших, человеческих.
Многие матери будут возмущены тем, что ребенка сравнивают с животным. Однако отношение к детям как к полноценным людям вовсе не имеет давних традиций. Еще в начале 20 века соавторы бихевиоризма Иван Павлов, Буррх Скиннер и Джон Ватсон экспериментировали с детьми в поисках универсальных законов разума. Их методы исследования морально сомнительны с сегодняшней точки зрения, но результаты были и полезны при работе с любым организмом, способным к обучению. Это касается как животных, так и людей, как детей, так и взрослых, а также инвалидов.
Каждый организм ищет удовольствия и избегает неприятностей. Поэтому он сделает почти все, чтобы приятное началось как можно быстрее и длилось как можно дольше, а неприятное - наоборот: как можно позже и длится как можно короче.
Умелое использование этого принципа необходимо при обучении как детей, так и собак. Меня много раз удивляло, сколько методов, используемых в дрессировке собак, идеально подходят для обучения детей и как некоторые методы работы с людьми, например, аутичными людьми, могут быть перенесены в дрессировку собак.
Расстояние для мира
Недавно меня попросили помочь с поведением приемного боксера, который дома спокойно и дружелюбно относится к людям, и нападает на встреченных собак на прогулке. Оказалось, что так он справляется со страхом по принципу, что лучшая защита - это нападение. Поэтому я посоветовал дать ей то, что она ожидает, а именно увеличить дистанцию, если она будет действовать спокойно.
Каково же было мое изумление, когда выяснилось, что няня-боксер, терапевт для детей-аутистов, часто использует аналогичный метод в работе с ними. Она объяснила мне, что они не могут терпеть прикосновений и паники, если происходит что-то, чего они не могут принять в данный момент. Когда такому ребенку удается добиться даже небольшого прогресса, он награждается увеличением дистанции. Это очень помогает им научиться обращаться с миром, в котором они живут.
Сила блох
Моя подруга Марзена работает с детьми с умственными недостатками. Среди них есть мальчик, который не может контролировать свои эмоции и которому трудно сосредоточиться на уроке. Однажды, выгуливая собак, я рассказал ей о схеме переменного вознаграждения и о том, как работает «джекпот», который является ценным вознаграждением для собаки, когда она делает что-то чрезвычайно сложное. Эта схема основана на включении «правила опасности». Любое правильное поведение похоже на покупку лотерейного билета. Некоторые билеты пусты, в некоторых есть приз, и редко бывает один с большим выигрышем.
Маржена применила этот метод в своем классе. У каждого ребенка была банка, в которую учитель бросал цветные жетоны за правильное поведение (как в игре «блох»). Тот, кто собрал их больше всего за день, получал награду: забавный стикер, шоколадный батончик и т. Д. Идея оказалась чрезвычайно эффективной. Дети чувствовали себя действительно мотивированными, чтобы получить как можно больше жетонов, поэтому они начали посвящать себя обучению и концентрации на классе.
Двуногие и четвероногие террористы
Пришло время совсем другой истории. Однажды я смотрел серию «Superniani», в которой двухлетний ребенок, пытаясь что-то заставить, бросился на пол, закричал в воздухе, бил мать по лицу и плюнул.
Я вспомнил восьмимесячного лабрадора Зельду, терроризировавшего семью, особенно старшую - миссис Марию. Что ж, у Зельды был способ задержаться на прогулке подольше, когда мир был полон луж и грязи. Это рай для лабрадора, не обязательно для старушки. Классический конфликт интересов. Как только сука поняла, что смотритель хочет вернуться, она легла на землю, и попытки заставить ее встать привели к ухмылке и прыжкам на человека.
Дома Зельда иногда вскакивала с постели и нападала на Марию зубами. Что делала миссис Мария? Она угощала Зельду, чтобы успокоить ее. Эффект был временным, потом сука снова заставила. Когда госпожа Мария проигнорировала ее - лабрадорка превратилась в чупакабру, сошла с ума и так укусила, что проткнула кожу на руках няни.
Что сделала Дорота Завадска, или Сверхний? Применяется отрицательное гашение. Она усадила ребенка на удобный пуф, известный как «язык наказания», и объяснила, что из-за того, что он напал на маму, она будет сидеть столько минут, сколько она была в наказании. В данном случае две минуты. Тогда он может извиниться и действовать иначе.
Сначала ребенок протестовал. Каждый раз, когда он хотел нарушить запрет, его брали в пуф. Через две минуты мама подходила и объясняла, что наказание закончилось, и теперь ребенок может обнять и извиниться. Превращение было потрясающим. Ребенок понимал, что родители его любят, но они также устанавливают границы, которые нельзя превышать.
Что мы сделали с Zelda? Когда она начала прыгать и кусаться, няня спокойно сказала «ээ», и суку отвели в другую комнату на 20-30 секунд, пока она не успокоилась. Затем ее отвели в комнату и наградили добрыми словами за ее спокойное поведение. После десятка или около того повторений Зельда поняла, что если она прыгнет и укусит, она теряет выгоду, которую намеревалась достичь, и, более того, она теряет человеческое общество. Смотрители милы и награждают ее, когда она вежлива.
А прогулка? Мы удивили Zelda неожиданным призом. Выбрали ясный день и пошли гулять. Через 10 минут мы направились к дому. Зельда остановилась и легла на бок. Затем миссис Мария сказала «эээ», и Зельда встала. В награду мы двинулись дальше. Было очевидно, что на устах самки было неописуемое изумление и радость. Она понимала, что выполнение того, о чем просит страж, может привести к чудесным вещам, которых она не ожидала. Отныне прогулки - не проблема.
Сообразительность вместо наказания
Таким образом, способы решения проблемного поведения у собак и детей могут быть простыми и основываться на положительном подкреплении. Чтобы такие действия были эффективными, необходимо рассмотреть, что заставляет проблему стать постоянной, то есть каковы источники усиления нежелательного поведения.
Затем вы должны определить пользу, которую получает подопечный, ведя себя неприемлемым для нас образом.
Затем мы либо обучаем альтернативному поведению, либо манипулируем окружающей средой таким образом, чтобы питомец получал то, что он хочет, при условии, что он ведет себя правильным образом.
Мы также можем отнять ожидаемую выгоду, предлагая вознаграждение, когда поведение уместно. Нет необходимости прибегать к наказаниям, ударам или дерганию. Позитивный подход требует, чтобы опекун находил умные способы, позволяющие подопечному достичь запланированного нами успеха.