В квартире Францишека Шиделки на ул. Кошикова в Варшаве, нас не встречает лай собаки. - Сейчас мой тарзанский шнауцер с моим сыном, но животные были со мной с детства. Две немецкие овчарки, два гибрида, три кошки - все ели из одной миски. Еще две козы перепрыгнули через перекладину, как будто их дрессировали. Потом, повзрослев, у меня были немецкая овчарка и рыжая девочка - дворняга.
Сарик гурман бронетехникиНа фотографиях много собак - и в альбоме, и на стенах. На большинстве фото изображен знаменитый Шарик. - Я работал с ним дольше всего, более двух лет, - с гордостью говорит Францишек Шиделко. - Он моя самая большая звезда. В 1966 году Сарику, на самом деле Траймеру, было два года. Он стал кинозвездой, потому что был недостаточно агрессивен для полицейской собаки. - Долго искал актера для «Четырех танкистов», подходящего нашел только в штаб-квартире в Жолибоже. Другие овчарки уже лаяли на меня, когда вошли, и Триммер тихо стоял и смотрел на меня. У меня было два месяца на подготовку к фильму, - говорит Францишек Шиделко. - Триммер уже многое знал, поэтому я в основном учил его ползать и держаться на больших расстояниях - 200-300 метров, в лесу или канаве. После года съемок он так привык к камере,что иногда было сложно вытащить его со съемочной площадки. Он был настоящим гурманом, все четыре танкера продавал на еду.
По окончании съемок команда профинансировала Сарика дипломом «Актеры и продюсеры лучшего киноактера». - У Сарика было все, что нужно собаке-актеру: инстинкт, слух и ориентация, - говорит Шиделко. Мы жили вместе во время создания фильма, но тогда возникла проблема: что с этим делать? К счастью, он оказался в очень хороших частных руках. Я навещал его не реже одного раза в неделю. Шарик дожил до 11 лет.
Гражданский - лающий и укушенный "Czterej pancerni i pies" - третий фильм с участием собаки, обученной Францишком Шиделкой. Первой, в 1960 году, стала «Улица Граничная» режиссера Александра Форда. В ней играла немецкая овчарка из школы дрессировки служебных собак в Сулковице под Варшавой, которую окончил Шиделко. - По сценарию Уичер должен был напасть на еврейского ребенка из гетто, но он напал на его хозяина - гестаповца. Во втором фильме «Селим» появилось несколько сулковицких овчарок в постановке Шиделки.
В "Czterech pancernych" играл не только собака Францишека Шиделки, но и самого Шиделка - немецкого офицера. - Я снимал эпизоды с собаками, чтобы не подвергать опасности актеров, - поясняет он. В «Акция под Арсенал» и «Европа-Европа» он был эсэсовцем, а в «Селиме» и «Приключениях собаки Сивил» - офицером Гражданской милиции. - Бей, личная собака Кшиштофа Шмаджера, режиссера фильма «Приключения пса Цивила», был менее послушен, чем Шарик, он много лаял. Следовательно, у Сарика был один дублер, а у Гражданского было две или более сцен.
Актер из приюта - я знаю, что вы агрессивны, но на съемочной площадке все будет иначе. Там собака должна полностью смотреть на актера - господин Францишек показывает архивный фильм, в котором мы смотрим его лекцию в школе в Сулковицах. Слушатели - немецкие овчарки, неподвижно сидят на школьных столах и слушают каждое слово своего дрессировщика. Когда «Вязание» указывает рукой на витрину, где стоит чучело Зарика, все собаки - как один человек - поворачивают головы.
Следующая запись - тренировка в Мокотовском Поле. Две собаки нападают на стоящего рядом мужчину. - Это инсценировка атаки, которую я использовал во время съемок «Хамелеона». В фильме это выглядит так, как будто собака ест свою жертву, - объясняет Францишек Шиделко.
Отрывок из фильма «Карино» - разъяренная собака убегает по полям с охоты. В конце концов, люди ловят беглеца, забрасывая его сетью. - Мы выбрали собаку из приюта в Познани, куда ее привезли, еле живой. И я подумал, что лучше всего он сыграет «бешеную» собаку. Действительно, он оказался отличным актером. После съемок он вернулся в приют, где пользовался особыми услугами и делал для него новые ручки.
Шнауцеры и дворняги Томаш Менджак, Стась из «В пустыне и пустыне», в настоящее время директор театра Охота в Варшаве: - В пустыне Сахара, в Судане, где мы снимали, было ужасно жарко. Францишек боролся за тень и воду для двух немецких догов, он даже сделал им специальные «носки», чтобы они не обжигали лапы горячим песком.
- Чаще всего на съемочной площадке появляются овчарки и датские доги. Однако лучшие актеры - это шнауцеры, потому что они очень верные и карающие собаки, - признает, в частности, Францишек Шиделко, который их тренировал. за роль в «Проклятой усадьбе». - И, конечно, дворняги - их легче дрессировать, зачастую они умнее чистокровных.
Набор, полный животных - В фильме «Дзикун», который мы снимали в Виграх, кроме двух человек, играют только животные - собаки, хорек, 6 настоящих волков, - говорит Францишек Шиделко. В свою очередь, в «Czas Burzy» под присмотром дрессировщика было 30 гусей, 20 уток и кур, 6 кошек и 2 собаки. - Собаки были дисциплинированы, они не хотели навредить гусям, и гуси аккуратно расположились в назначенном месте.
Однако на съемочной площадке фильма «Фердидурк» собрано больше всего животных - одновременно 52 - их сыграли 12 борзых, кошки, коровы, куры и козы. Какую сцену снимать было труднее всего? - В «Капитане Конраде» помесь гоняла дезертира. Во время погони они оба упали в воду и начали тонуть. После этого два дня я не мог прийти в себя. Наибольшее удовлетворение? - Работа с животными. Каждая сцена - это вызов. Режиссер, который больше всего любит животных? - Ежи Гофман.
Ты меня не предашь Каковы методы тренировок Францишека Шиделки? - Мой рецепт успеха - мягкость, правильное использование голоса и деликатесы. Никаких дерганий и ударов, никаких ошейников или шипов - это хорошо для больных раком. Нет сцены, в которой бы животное не играло. Если что-то пойдет не так, это вина человека. В конце Францишек Шиделко показывает сцену из сериала «Дом». Тадеуш Янчар готовится убить своего бывшего врага. Перед тем как выйти из дома, она прощается со своей собакой, которая грустно смотрит ему в глаза. - Я ухожу и не знаю, вернусь ли. Мой старый друг, я могу тебе все рассказать, ты не человек, ты меня не предашь. - Это самая красивая сцена с участием животного и человека, такого диалога нет ни в одном другом фильме.