Все чаще не только приюты, но и частные лица, ухаживающие за бездомными животными, передают их новым опекунам, в том числе так называемым договор об усыновлении. Он не имеет единого стандарта и не регулируется законом. Стороны могут свободно его формировать в соответствии с принципом свободы договора, выраженным в ст. 3531 Гражданского кодекса.
Договор об усыновлении может быть эффективно заключен независимо от его формы. Однако из практических соображений - и доказательств в случае спора - его следует записать. Тогда становится известно, что именно стороны взяли на себя, каковы их права и обязанности. Иногда договор включает определенные элементы оплаты, такие как возмещение затрат на вакцинацию, символический злотый или пожертвование в приют. Однако это не должно изменить его общий характер или его правовые последствия.
Помимо идентификации сторон и описания усыновленного домашнего животного, оно должно включать в себя обязанности нового опекуна и указывать способ, которым их соблюдение будет контролироваться. Это важно, потому что, если договоренности нарушены, договор может быть нарушен, и животное будет забрано. Если мы хотим проверить, насколько новый опекун соответствует условиям, трудно не нарушить его конфиденциальность. Поэтому необходимо четко определить, например, правила посещения, предъявления доказательств ветеринарной помощи или проведения стерилизации. Если будет сложно выполнить эти положения, это будет тревожным сигналом.
Даже самый хорошо структурированный контракт не дает права вмешиваться в личную сферу другой стороны без ее согласия - например, входить в собственность, просматривать счета или забирать животное. Однако это позволит вам эффективно отстаивать свои права в суде. Это должно отпугнуть безответственных людей. Ведь следствием может быть не только вывоз питомца, но и судебные издержки. Однако на практике договоры об усыновлении обычно довольно короткие и общие, что не является хорошей правовой гарантией.